«Об архитектуре замолвите слово…»

  • 11.08.2013

Виктор Васильевич Жежома, руководитель Архитектурной мастерской «Линия».

Родился 1 декабря 1956 года в с. Каргалы, Саркандского района. Это станицы бывшего казачьего края Семиречья – одного из самых благодатных и красивых в Казахстане. Закончил Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (в настоящее время Восточно-Казахстанский государственный технический университет) по специальности «архитектор». Член Союза архитекторов России с 1985 года. Входит в число тридцати лучших архитекторов, представленных в каталоге «Архитектура России в именах», издаваемом при содействии Союза архитекторов и Международной ассоциации «Союз Дизайнеров». Один из основателей Архитектурной мастерской «Линия». Женат, имеет сына и дочь, которые пошли по его стопам.

- Виктор Васильевич, Ваш выбор профессии архитектора был осознанным?

- Разумеется, осознанным. Хотя у нас в семье до меня не было ни архитекторов, ни строителей. Мама работала бухгалтером, папа был водителем. Но мой дядя по маминой линии – художник, по призванию и по профессии, и он оказал на меня большое влияние. Закончил я архитектурный факультет Усть-Каменогорского дорожно-строительного института. Это крупный образовательный центр Восточного Казахстана, сегодня – технический университет. Вообще, усть-каменогорская школа архитектуры была, да и до сих пор остается одной из сильных и авторитетных школ.

- Вы уже более 30 лет работаете в Туле. За это время она, наверняка, стала Вам родной. На Ваш взгляд у Тулы есть, свое собственное «лицо», присущее только ей? И какое оно?

- Конечно, свой неповторимый образ есть у каждого города. Часто приходится слышать от самих горожан, что Тула какая-то растрепанная, некрасивая. Может быть, мы так рассуждаем потому, что живем здесь и в отличие от приезжих видим все огрехи. Да, нужно признать, что у города много проблем. Это и ветхие дома, в которых до сих пор людям приходиться жить, и не решенная транспортная проблема. И пути их решения давно найдены в предыдущем и последнем Генпланах города. Нужно их только планомерно выполнять. И мне совершенно непонятно почему выпускники нашего факультета архитектуры порой берут за основу своих дипломных работ проблемы соседних городов, а не своего родного. К сожалению, многое утрачено. Но все же, на мой взгляд, пока еще Тула – красивый, необычный город с крепкой планировочной радиально-кольцевой структурой, в центре которой находится кремль. И я считаю, что в историю Тулы войдут те представители власти, которые проявят желание и решимость и вновь отстроят колокольню Тульского кремля. Ведь колокольня – это визуальная доминанта, расположенная в самом «сердце» города. Не только внешняя, но и объединяющая людей социально. Может быть, поэтому в нас сейчас нет взаимопонимания, единства? Поэтому колокольню нужно срочно восстанавливать, она объединит нас! Уже много лет, как готов ее проект, создан специальный фонд, необходима только политическая воля, чтобы осуществить задуманное до конца. И еще — нужно восстановить все разрушенные храмы и церкви.

- Кстати, как вы оцениваете проект по восстановлению исторического ядра, которой был представлен на IV Тульском экономическом форуме, и вызвал общественный резонанс. Тем более что Вы и Ваши коллеги по архитектурной мастерской принимали участие в его разработке и создании?
— Мы рассматриваем его, как грандиозный, долгожданный и абсолютно реальный проект. Назвать его новым нельзя. Это скорее восстановление «статус-кво» Тулы. Сто лет назад набережная на берегу Упы существовала именно в таком виде. На той стороне набережной, которая оказалась на территории Тульского оружейного завода и сейчас закрыта, до сих пор сохранились трех-четырех этажные здания с довольно красивыми фасадами. Если их привести в первоначальный вид, отреставрировать, то они украсят набережную. Возможно, со временем будет приведена в нормальное состояние и сама Упа. По периметру охраняемой заводской территории можно установить кованый забор, наподобие того, что окружает «Туламашзавод». Таким образом, восстановится исторический облик Тулы. Ведь сегодня наш город, пожалуй, единственный в Центральной России без набережной. Притом, что строится новый Музей оружия и образуется некий малый туристический круг: вдоль Кремля, через Кремлевский сад с проходом по набережной, мимо памятника Петру I, через Зареченский мост — к памятнику Левше и к новому Музею оружия. Его можно посвятить тульским оружейникам и ТОЗу, как градообразующему предприятию. Проект – это возможность спасти от окончательного разрушения улицу Металлистов, на которой сосредоточено столько архитектурных и исторических памятников. Это сегодня там царит разруха, а когда у зданий появятся собственники, желающие получать стабильный доход, они сделают все от них зависящее, чтобы вернуть здания к жизни.

- Как было объявлено на форуме, сроки реализации проекта – с 2011 по 2016 год. Вы считаете, что они реальны?

- Ответить на этот вопрос я, к сожалению, не могу. Только наивные люди полагают, что это архитекторы принимают решения и строят город, что это они его украшают или портят. Город строят его правители, власти, и состояние его во многом зависит от состояния экономики. Бесспорно, для воплощения замысла такого масштаба понадобятся капитальные затраты, но в первую очередь, повторюсь, — политическая воля. И я надеюсь, что у новых представителей тульской власти ее хватит. Тем более, что инициатива создания этого проекта и его показа на форуме принадлежит городской администрации.

- Виктор Васильевич, чтобы Вы пожелали своим коллегам и особенно молодым, начинающим архитекторам?

- Прежде всего, здоровья, которое просто необходимо в нашей нелегкой работе. Еще – вдохновения, новых интересных проектов и понимающих заказчиков. А молодым хочу пожелать терпения и еще раз терпения, для того, чтобы набраться опыта. Все придет. Главное помнить, что архитектор – это главный строитель. Он должен владеть всеми строительными специальностями, должен постоянно двигаться вперед и не бояться трудностей. Нужно любить свой город и стараться сделать его лучше. А в Туле еще есть над чем работать.
Валерий Яковлевич Безлаковский, главный архитектор Архитектурной мастерской «Линия».

Родился 11 апреля 1945 года в Перми. В 1968 году закончил архитектурный факультет Таджикского политехнического института. Начинал работать в Таджикистане. Член Союза архитекторов СССР с 1971 года, Член Союза архитекторов России с 1993 года.

Женат, имеет дочь, сына, внука.

- Валерий Яковлевич, Ваши коллеги отзываются о Вас, как о настоящем практике, обладающим большим профессиональным и жизненным опытом. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Свою трудовую деятельность я начал в 1962 году в проектно-конструкторской конторе «Нуректаджикгипрострой», которая занималась проектированием социальной инфраструктуры, необходимой для жизнедеятельности Нурекской гидростанции. Это город-спутник Нурек, дома отдыха, пионерские лагеря. Там я и получил свой первый опыт проектирования и строительства. Вплоть до 1992 года трудился в Таджикистане, в одном из институтов, который занимался гражданским проектированием. В 1970 году запроектировал специфический поселок, предназначенный для жизни и отдыха иностранных специалистов, работающих на строительстве Таджикского алюминиевого завода. Сейчас такие поселения называются элитными. А потом жизнь распорядилась так, что я переехал в Тулу. В тресте «Тулгорстрой», где мне довелось работать, удалось реализовать свой проект – дом №8 на улице Перекопской для российских офицеров, выводимых из Латвии. Тендер на его строительство объявила одна из американских фирм и наша компания его выиграла. В 1995 году дом был построен. Затем был период работы в «ЦентрГазИнвест». Он запомнился целым рядом объектов: здание «Центргаза», комплекс «Груманты», Центральный стадион. С 1998 по 2000 год занимал должность заместителя начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Тулы. А в 2001 году вернулся к практическому проектированию год — в Архитектурную мастерскую «Линия»

- Как бы Вы, как представитель советской архитектурной школы, оценили состояние современной российской архитектуры.

- Советская система преподавания, отстроенная десятилетия, давала архитекторам помимо узко профессиональных знаний также хорошее инженерное образование. Ведь архитектор-практик должен знать, как устроены и работают все конструкции здания и инженерные сети, чтобы скоординировать действия всех участников строительства. На первичной стадии проектирования необходимо изучить место, где будет возводиться объект, уже существующую там застройку, состояние зданий, дорог, коммуникаций, продумать, как правильно «посадить» здание. И только после этого архитектор приступает к эскизам. После разработки проекта и начала строительства он обязан следить, как проект реализовался на практике. Поэтому он должен быть и лучшим электриком, и лучшим сантехником, и лучшим вентиляционщиком, иначе он не может быть главным специалистом. Сейчас, к сожалению, эта система подготовки утрачена. Но это проблема не только архитектуры. Просто выбился какой-то колоссальный слой. Сейчас техников-архитекторов, как сословия просто нету. Сегодняшние молодые специалисты в процессе работы сталкиваются со множеством проблем, приходиться их обучать. Но в целом, как показывают традиционные архитектурные фестивали, сегодня российская архитектура переживает стадию подъема,. Причем, тон здесь задают не традиционные центры – Москва и Санкт-Петербург и Нижний Новгород, а такие города, как Томск, Иркутск, Омск, Хабаровск. Объяснится это тем, что в настоящее время качественно изменился подход к проектированию. Задача современного архитектора усложнилась прямой материальной ответственностью за деньги инвестора. Работать «в корзину», как когда-то, сегодня – непозволительная роскошь

- А как обстоят дела в Туле?
— В Туле ситуация немного специфическая. У города большой потенциал, но, к сожалению, областные и городские власти не уделяют должного внимания архитектуре и градостроительству. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Ни на одном Градостроительном совете, а я явлюсь его членом около 20 лет, высшие представители областной и городской администраций, различных уровней и политических «мастей» не присутствовали ни разу. В отличие от соседней Калуги, в которой у нас имеется крупный объект. Там Градостроительный совет возглавляет губернатор и каждое заседание совета освещается во всех средствах массовой информации, т.е жители знают, что, где и когда поострят в их городе. До тех пор, пока отношение к городу, к вопросам его формирования не изменится, ситуация в Туле не улучшится. Но мы очень надеемся, что новая власть задаст новый вектор развития тульской архитектуры. Уверенность вселяет проведение последнего экономического форума, сама его тема. И совсем неслучайно местом для его проведения был выбран Тульский кремль. Это только подтверждает, что роль архитектуры в современном обществе, в экономике важна, как никогда.

Еще в далеком XVII веке гениальный философ и писатель Дени Дидро сказал, что «архитектура – отрасль знания, которой власть пренебрегает больше всего». К сожалению, это изречение применительно к ситуации в Туле, стало своего рода пророчеством

TWITTER

Loading